Spotify

Spotify

Spotify – крупнейший мировой стриминговый сервис по количеству пользователей и числу доступных композиций. Он был основан в Швеции в 2006 году. У платформы есть десктоп- и мобильная версия сайта и мобильные приложения. В компанию Spotify входят бесплатный хостинг anchor.fm и корпорация «Gimlet Media». Обе компании помогают авторам подкастов в создании и распространении материалов.

Web-сайты https://www.spotify.com (для пользователей)
https://podcasters.spotify.com (для подкастеров)
Общая информация Spotify – крупнейший мировой стриминговый сервис по количеству пользователей и числу доступных композиций. Он был основан в Швеции в 2006 году. У платформы есть десктоп- и мобильная версия сайта и мобильные приложения. В компанию Spotify входят бесплатный хостинг anchor.fm и корпорация «Gimlet Media». Обе компании помогают авторам подкастов в создании и распространении материалов.
Языки Сайт Spotify работает не только на английском и шведском языках, но и на более чем 20 языках мира: сервис доступен в 79 странах. Интерфейс сайта частично переведен на русский, но сервис недоступен в России. По неофициальным данным, запуск Spotify в России может произойти в ноябре-декабре 2019 года. Большинство подкастов на платформе записано на английском языке.
Коллекция > 450k подкастов
Пользователи По отчёту Spotify, опубликованному 31 июля 2019 года, на премиум-аккаунты подписаны 108 млн человек. Число ежемесячных пользователей: 232 млн человек (на июль 2019).
Стоимость  Spotify корректирует стоимость подписки на премиум-аккаунт в зависимости от региона. Например, подписка на месяц в США стоит 10$, в Дании – 99 крон, что составляет примерно 14,75$. По неофициальным данным, при выходе компании на российский рынок месячная подписка на премиум-аккаунт будет стоит 150 рублей.
Ключевые персоны Daniel Ek – сооснователь Spotify и генеральный директор компании
Martin Lorentzon – сооснователь Spotify
Sean Parkerвложил в проект $15 млн и стал членом совета директоров Spotify
Courtney Holt – возглавляет отдел Spotify Studios and Video, который занимается в том числе размещением и продвижением подкастов.

Быстрый переход

Особенности платформы
Возможности плеера
Платная подписка
Подкастерам
Категории и навигация
Дополнительная информация и отзывы
Spotify выходит на рынок подкастинга
Продвижение и монетизация шоу
Эффективный алгоритм рекомендаций
Минусы платформы

Особенности платформы

Со Spotify сотрудничают крупные медиакорпорации и компании, занимающиеся производством подкастов: Vice News, BBC, The Guardian, ESPN и Vox Media. На Spotify можно найти и русскоязычные подкасты: «Подкаст Лайфхакера», «Подкаст Дискурса», подкаст ФБК «Сейчас расскажем» и подкаст телеканала Дождь.

Известные подкасты на Spotify:

  • «The Daily» – новостной подкаст от The New York Times. На 2017 год скачали 100 миллионов раз.
  • «Reply all» – о влиянии Интернета на человека и человека на Интернет. Его выпускает Gimlet Media, который с 2019 года находится в собственности Spotify.
  • «Today, explained» – наиболее важные новости дня.

Среди эксклюзивных подкастов платформы в 2018 году самыми прослушиваемым стал разговорный подкаст «Fest & Flauschig» на немецком языке, кроме него в топ-3 вошли «The Joe Budden Podcast with Rory & Mal», где говорят о музыке и спорте, и подкаст-сериал о музыке «Dissect».

Возможности плеера

В плеере у каждого подкаста есть обложка и описание аудиосериала. Можно сразу нажать кнопку «подписаться» – платформа начнет искать похожие треки. Эпизоды можно скачивать, чтобы слушать в режиме оффлайн, и делиться ими в соцсетях.

При нажатии на обложку подкаста появляется возможность перемотки на любой таймкод. Ускорение трека в плеере не доступно.

Платная подписка

Spotify работает для слушателей по модели freemium: платформа предоставляет premium-подписку и бесплатную версию сайта с существенными ограничениями. Пользователи, которые не оплатили подписку, могут слушать альбомы и плейлисты только в случайном порядке, у них нет возможности сохранить треки для офлайн-прослушивания.Также подписчики Spotify без премиум-аккаунта прослушивают рекламные вставки, которых нет в платной версии. В бесплатной десктоп-версии сайта есть ограничение на пропуск треков. Базовое качество воспроизведения отличается от премиум-версии: 128 килобит в секунду против 320, доступных по подписке. С октября 2019 года у пользователей появилась возможность создавать плейлисты из подкастов, а также добавлять эпизоды в уже существующие плейлисты. До этого прослушать подкасты на Spotify можно было только в режиме стриминга.

Подкастерам

С 2018 года создатели подкастов могут напрямую загружать материалы на платформу – до этого была нужна помощь стороннего дистрибьютора. Подкастеры могут пользоваться статистикой прослушиваний (в т. ч. длиной больше 60 секунд) и скачиваний. Кроме того, платформа предоставляет информацию о слушателях: их основные демографические характеристики, музыкальные предпочтения и т. д.
Spotify платит создателям подкастов отчисления с каждого прослушивания, но сервис часто упрекают в том, что независимым музыкантам и подкаст-мейкерам он платит в несколько раз меньше, чем лейблам. Также Spotify и принадлежащая ей платформа «Anchor» помогают подкастерам в продвижении шоу.
В Spotify можно загрузить подкаст, указав ссылку на RSS-ленту, правами на которую обладают создатели подкаст-сериала. Следующие эпизоды шоу загружаются автоматически.

Сайт anchor.fm предлагает записать подкаст прямо на хостинге

Или загрузить уже готовый файл.

Подкаст, который попадает на anchor.fm, автоматически распространяется представителями хостинга.
На сайте anchor.fm можно найти дополнительную информацию о размещении шоу.

Категории и навигация

На главной странице сайта Spotify размещена гиперссылка на страницу поиска треков.

Одно из преимуществ платформы – удачный алгоритм рекомендаций. Spotify анализирует прослушанные треки и, после того как пользователь дослушивает альбом, автоматически включает похожие. Рекомендации появляются и при нажатии на кнопку поиска.

В Spotify доступен общий чарт треков. Отдельного чарта для подкастов нет.
На платформе есть альбом «Podcast Chart», где в каждом треке звучат три отрывка из разных подкастов и дается краткая справка о каждом из них. В этот альбом попадают треки, вошедшие в чарты Spotify, но фрагменты подкастов включаются в эпизоды Podcast Chart на усмотрение редактора подборки и не ранжируются.

Подкасты очень условно поделены на категории в зависимости от темы: «истории», «образование», «спорт и отдых», «криминальные истории» и «здоровье». Отдельно выделены подкасты для любителей фильмов.

Каждый пользователь может составлять плейлисты и делиться ими, но значительная доля прослушиваний приходится на альбомы, собранные кураторами платформ.
С 2014 года Spotify несколько раз заявлял о намерении выйти на российский рынок.

Дополнительная информация и отзывы

Spotify запускался как сервис для стриминга музыки, поэтому долгое время компания не занималась продвижением других форматов. В 2015 году представители Spotify заявили, что планируют добавить на платформу больше аудиоматериалов, не связанных с музыкой. Журналист BBC Роури Селлан-Джонс связал это с проблемами в области стриминга музыки, с которыми на тот момент столкнулась корпорация: «Apple готовится к запуску собственного музыкального сервиса и намеревается переманить пользователей, которых Spotify теряет, потому что их процент скачиваний застрял в стагнации. С другой стороны, музыкальнык лейблы, превосходящие по силе стриминговую компанию, уже давно разминают мышцы и ясно дают понять, что могут изъять [треки] исполнителей с платформы. Таким образом, предлагая новый сервис, который выходит за рамки стриминга музыки, Spotify надеется превзойти Apple, привлекая новую аудиторию фанатов».

Того же мнения придерживается Оуэн Грувер, исполнительный директор Pocket Casts – его высказывание относится к последней волне продвижения подкастов на Spotify: «Если они приучат пользователей слушать подкасты вместо музыки, они увеличат прибыль».

Роури Селлан-Джонс, Журналист BBC
Роури Селлан-Джонс, Журналист BBC

Spotify выходит на рынок подкастинга

С этого момента компания занимается целенаправленным продвижением подкастов и видео: закупает и спонсирует оригинальные подкасты, дает возможность пользователям создавать и распространять подкаст-плейлисты, позволяет загружать шоу напрямую, тем самым отказываясь от услуг дистрибьюторов. В 2019 году Spotify покупает производителя подкастов Gimlet Media и платформу для записи, распространения и монетизации подкастов Anchor, а также озвучивает выделенную на дальнейшие приобретения сумму – около $500 млн.

Таким образом, основными преимуществами приложения для подкастеров становится заинтересованность сервиса в поддержке немузыкального контента и масштабный охват аудитории, которая приходит на Spotify за топовыми подкастами. Например, Джемель Хилл, бывшая сотрудница ESPN, корреспондент The Atlantic и автор подкаста «Jemelle Hill is Unbothered», упоминала в интервью «Newsweek», что для нее была важна «возможность привлечь очень разнообразную аудиторию, учитывая широту охвата Spotify». Кроме того, журналистка заявила: «Я в восторге от того, что у меня есть возможность развиваться в совсем другом направлении, с системой поддержки, которая, я уверена, вынесет лучшее из моих способностей». Джемель Хилл запустила подкаст на Spotify после ухода со спортивного телеканала ESPN: за 12 лет, которые она проработала в компании, несколько раз случались скандалы с ее участием, и журналистке неоднократно выносили предупреждение за «нарушение правил поведения в соцсетях».

Джемель Хилл
Джемель Хилл

Заинтересованность Spotify в подкастах предполагает, что в будущем компания сможет не только покупать отдельные серии у гигантов медиарынка, но и отбирать лучшие независимые материалы с возможностью дальнейшей поддержки. Это может подстегнуть конкуренцию в подкаст-индустрии и привести сначала к появлению субъективных критериев качества от Spotify, а после анализа этих критериев участниками рынка – к выработке объективных критериев. Уже можно привести примеры того, как подкастеры подстраиваются под правила Spotify: так, журналистка Forbes, Rolling Stone и других изданий Черри Хью предполагает, что алгоритмы рекомендаций Spotify в будущем повлияют на популярность «микрокастов» – коротких подкастов, но тут же оговаривается, что более долгие форматы, такие как «Serial», «Freakonomics» и «The Joe Rogan Experience», остаются главным способом создавать контент.

Сейчас платформа в России непопулярна: Spotify упоминается только в 4% постов россиян в социальных медиа, хотя в мире эта платформа занимает второе место по популярности после iTunes/Apple Podcasts. Первоначальный запуск Spotify был отложен из-за начавшегося в России экономического кризиса. Дальнейшие причины отказа от запуска российского филиала компании не раскрываются. По информации «КоммерсантЪ», Spotify запланировал выход на российский рынок в ноябре-декабре 2019 года. Задержка может быть связана с разногласиями между Spotify и музыкальным издателем Warner music. Председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев предполагает, что компания может откладывать запуск сервиса в России, потому что не до конца понимает, как действовать на новом рынке.

Продвижение и монетизация шоу

Когда заходит речь о критериях отбора, возникает вопрос: как избежать влияния финансового неравенства подкастеров на продвижение их продукции. Журналист издания о подкастах «HotPod» Николас Куох прогнозирует, что подход Spotify к подкастингу изменит процесс их производства: «Apple никогда не выделяла победителей и проигравших. Парень или девушка в бабушкином подвале были в тех же условиях, что и «This American Life», и они [Spotify] изменили эту ситуацию для слушателей. При новом балансе сил победители и проигравшие могут быть сделаны по-разному». Если компания заинтересована в коллаборации с гигантами рынка или в получении доходов за услуги по продвижению, рост конкуренции может затруднить создание контента для независимых подкастеров. Тогда значимые достижения подкастинга – демократичность и доступность – сойдут на нет. Это может ослабить интерес части аудитории к индустрии в целом или, если предсказание Куоха не затронет другие платформы, к Spotify как к сервису, на который сложно попасть независимым подкастерам.

Преимущество платформы – упрощенный процесс анализа аудитории. Spotify собирает основные данные за подкастера. В дальнейшем эти данные можно использовать как для улучшения контента, так и для медиапланирования. Например, Зак Кан, глава отдела подкаст-маркетинга Vox Media (эта компания размещает на Spotify подкаст «Today, Explained»), так отзывается о сервисе: «”Spotify для подкастеров” помогает нам преодолеть этот отрыв [от крупных компаний в изучении аудитории и медиапланировании] при помощи особых предложений: данные по отдельным сериям, статистика аудитории и подписчиков. Мы используем это в планировании программ, продвижении и рекламе».

Зак Кан, Vox Media
Зак Кан, Vox Media

Для русскоязычных подкастеров размещение материалов в Spotify – скорее, репутационная выгода и упрощённая схема монетизации. Несмотря на то что Spotify время от времени упрекают в том, что он недостаточно платит подкастерам и в целом проявляет интерес к подкастингу только как к альтернативе высоким издержкам, связанным с отчислениями лейблам, эта компания все равно предлагает больше выплат за прослушивание, чем аналогичные российские сервисы. Кроме того, аналитика от Spotify позволяет лучше ориентироваться в своей аудитории и более успешно продумывать стратегии рекламного взаимодействия.

Эффективный алгоритм рекомендаций

Пользователи Spotify отмечают, что алгоритм рекомендаций – важное преимущество платформы перед конкурентами. Кроме того, даже если предложенные сервисом треки не всегда попадают в музыкальные вкусы слушателя – в интернете есть много лайфхаков по «обучению» алгоритмов – само наличие рекомендаций дольше удерживает слушателя на платформе. Похожую схему подбора материалов, которые могут понравиться пользователю, заимствовал другой медиаагрегатор – Blendle, совместный проект The New York Times и Alex Springer. Сооснователь и CEO Blendle Александр Клоппинг в интервью «Observer» рассказал, что создателей Blendle вдохновило приложение «Discover Weekly playlist» от Spotify – оно подбирает слушателям треки при помощи специального алгоритма (оно не включает в себя подкасты, в отличие от аналогичной опции Spotify «Your Daily Drive»). По его словам, эта модель, которая «за руку отводит слушателя к лучшим для него вариантам», окажет положительный эффект на журналистику, позволяя не брать плату за подписку.

Руководитель по развитию бизнеса Muzzy.ru Иннокентий Маскилейсон тоже считает алгоритм рекомендаций плюсом платформы. Вот как он отзывается о Spotify: «Когда я впервые решил попробовать платный сервис по подписке, то выбрал Spotify, так как на нашем рынке тогда еще не было достойных альтернатив. Сервис отлично себя показал: он позволяет быстро находить контент, идеально подстраивается под мои вкусы, предлагает новые интересные композиции российских и зарубежных исполнителей».

Александр Клоппинг
Александр Клоппинг

Безусловно, не исключено «жульничество» с целью попасть в подборку Your Daily Drive или другие алгоритмы рекомендаций. Например, журналистка Черри Хью однажды заметила: «Gimlet уже какое-то время публикует пяти- семиминутные отрывки своего подкаста «Science Vs» [и преподносит их] как новые эпизоды, сделанные специально, чтобы попасть в алгоритмы плейлиста «Your Daily Drive» на Spotify». На мой взгляд, подобные факты не дискредитирует сам процесс подборки рекомендаций и остаётся в поле морального выбора создателя подкастов. С другой стороны, это может косвенно указывать либо на недостаток других действенных способов привлечения новой аудитории на платформе, либо на то, что авторы подкастов рассматривают систему персональных рекомендаций как самое эффективное средство продвижения.

Минусы платформы

Возможно, Spotify привлек бы больше пользователей, доработав интерфейс. Несмотря на то, что в целом у интерфейса платформы много плюсов – например, возможность быстро переключаться на десктоп версию и синхронизация с iTunes – с навигацией для поиска подкастов у пользователей могут возникнуть сложности. Для подкастов нет отдельного раздела на сайте (хотя не так давно компания запустила «библиотеку подкастов»), категории подкастов ранжированы слегка хаотично, сервис не предусматривает отдельного чата для немузыкальных треков.

Еще один недостаток Spotify – непрозрачная статистика. Подкастеры могут пользоваться довольно подробными данными об их собственных материалах, но статистику Spotify приходится искать на сторонних ресурсах: на сайте представлены данные о пользователях платформы и отчет о прибыли. Подкастеру, который только пришел на платформу, могут понадобиться другие сведения: как минимум о количестве прослушиваний других подкастов в Spotify, особенно если речь идёт о подкастах схожей тематики. Компания могла бы привлечь больше подкастеров, если бы у авторов треков была возможность лучше понимать механизмы рекомендаций и продвижения, которые предоставляют Spotify и Anchor.

Анастасия Садовская

Leave a Reply