Лика Кремер

Лика Кремер

Лика Кремер родилась 15 мая 1977 года, в семье скрипача Гидона Кремера и пианистки Ксении Кнорре. Несмотрям на то, что её родители преподавали в Московской консерватории, она всё же избежала музыкальной карьеры. Популярность обрела уже в 5 лет: снялась в главной роли в фильме «Карантин».

После окончила Школу-студию МХАТ и Нью-Йоркскую академию кино, сняла три короткометражных фильма, а в 2004 году попробовала себя в качестве телеведущей на телеканале «Россия», где работала в паре с Владимиром Молчановым. С декабря 2008 года участвовала в проекте «Сноб», была директором по развитию сайта. В 2012 стала ведущей программы «Здесь и сейчас» на телеканале «Дождь», а в 2016 — руководителем видеоотдела «Медузы», где занималась курированием подкастов.

Подкастами Лика заинтересовалась еще в 2012 году, когда коллега Маша Гессен предложила послушать Slate-podcasts. Тогда журналистку вдохновил жанр неформального разговора о происходящем в мире. А точнее то, что новость журналисты обсуждают «не сверху вниз, как на радио, а как бы между собой». Вместе с коллегами Кремер пыталась создать нечто подобное на «Радио Свобода». Эксперименты с разговорными подкастами хоть и были весьма удачными, но продлились всего полгода. Дальше Лика занялась другими идеями. Однако зарубежные подкасты слушать продолжила: «Нью-Йоркские журналисты заселились ко мне в уши и стали моими друзьями, хотя я никогда с ними не встречалась».

В 2016 Лику Кремер переехала в Латвию, её позвали в «Медузу» для создания видео-контента, где она встретилась с другими коллегами-журналистами (Алексеем Пономарёвым, Павлом Борисовым и др.), которые интересовались подкастами и были не прочь создать что-то своё. В итоге, у «Медузы» всё же появились свои подкасты. Галина Тимченко и Илья Красильщиков сначала относились к идее скептически, поэтому созданием подкастов небольшая команда во главе с Кремер занималась после основного времени работы.

Они «записывали тексты, добавляя совсем простой саунддизайн, читали вслух «Вечернюю Медузу»». Однако Лика чувствовала, что выпускам не хватает «жизни», ей хотелось создать реалити-шоу внутри редакции, где журналисты (эрудированные, любопытные) могли бы свободно общаться, высказывать своё мнение перед микрофоном и обсуждать темы, которые их интересуют. Она была уверена: «Интонация радио — это вещание. А подкаст — личный разговор, он смотрит тебе в глаза, берет за руку и ведет. У подкаста намного ближе контакт с аудиторией».

Инициативу тут же поддержали Алексей Пономарев и Екатерина Кронгауз: появились «Медуза в курсе», «Дело случая» и «Как жить». Последний — стал одним из самых популярных подкастов на русском языке.

Галина Тимченко, Екатерина Кронгауз и Лика Кремер — каждую неделю спорили о жизни в рамках подкаста «Как жить».

В своих интервью Лика рассказывает о том, что ей приходилось слушать замечания, ведь подкасты отвлекали сотрудников от основной работы: «Был даже внутренний мем, что «Лика каннибализировала «Медузу», привлекая всех к записи выпусков». Сами коллеги часто упоминали о трудоголизме Кремер: «Лика считает, что нужно постоянно что-то делать и выдавать продукт. Вот пришел ты на работу — будь добр, через полчаса покажи какой-то результат».

Аудитория положительно реагировала на «новый продукт» и тогда редакция приняла решение, что в «Медузе» должен появиться отдел подкастов, который возглавит Лика Кремер. За время работы в нем Лика и Катя Кронгауз стали неплохой командой: «Мы как будто автоматчица и наводчица. Я отлично пуляю без остановки, а Катя подсказывает, куда стрелять».

В 2019 году Кремер уходит из «Медузы» и совместно с коллегами, Екатериной Кронгауз и Андреем Борзенко основывает собственную студию подкастов «Либо/Либо». Идеей для названия послужила аббревиатура Telegram-канала Лики — Let it be square, то есть «Либс».

Кремер строит грандиозные планы для платформы, считая, что «Либо/Либо» даст возможность и другим людям с креативными идеями записывать качественный продукт:

«Еще я бы очень хотела, чтобы уже появилось хотя бы одно криминальное расследование — на английском я уже их слышать не могу, такой это заезженный жанр. Но на русском их нет совсем, а было бы здорово, если бы появились — это раскачало бы рынок».

Лика Кремер, Екатерина Кронгауз и Андрей Борзенко вскоре после запуска «Либо/Либо» провели четырехдневный курс о том, как придумать, запустить свой аудио-проект.

Марина Соловарь

Leave a Reply