Лика Кремер — мастер-класс

Лика Кремер — мастер-класс

Подкасты «Либо выйдет, либо нет», «Истории русского секса», «Как жить» и другие шоу «Либо/либо» и «Meduza»
Сейчас Основатель студии подкастов «Либо/либо»
Ранее Руководитель видеоотдела и создатель отдела подкастов «Meduza»

Главный редактор «Сноб»

Телеканал «Дождь»

3 канал

Телеканал «Россия»

Школа-студия МХАТ

Режиссёрское отделение Нью-Йоркской академии кино

Эксклюзив Laudicast

Мастер-класс 6 февраля 2020 г.

Самый краткий пересказ:

Два правила хорошего питчинга

Первое: уметь сформулировать свою идею в пятнадцати словах
Нужно уметь рассказать свою историю в 15 словах так, чтобы она была узнаваемой, яркой, убедительной и не похожей ни на что другое. Это правило мы используем и когда пытаемся запитчить что-то друг другу, и когда кто-то приходит к нам с идеей. Если идея хорошая, то, скорее всего, вы придумаете план первых десяти эпизодов за полчаса. Потому что если формат внятный и идеи понятные, то вы понимаете, как он будет развивается и из чего подкаст будет состоять. Под хорошо сформулированный формат быстро появляются серии.

Второе. Чтобы подкаст получился, должен быть хотя бы один человек, который всех локтями растолкает, всем перегрызет горло, но захочет это сделать.
Если нет человека, который «горит» этой идеей, настолько, что он готов бросить все свои дела, и заниматься ТОЛЬКО этим, то какой бы хорошей идея не была, как бы хорошо вы все ни продумали — это не сработает.

Мы недавно запитчили очень хороший подкаст. И дальше несколько месяцев мучились: почему он не получается? Мы же хорошую идею придумали! Несколько раз за это время придумывали гениальные форматы, но, так как мы все заняты каждый своим, то мы пытались найти людей со стороны, пригласить студентов журфака, журналистов, в которых мы верили. «Смотри, какая идея! Клево?! Клево! Вот такой поэпизодный план. Давай сделаем?!» — и не получалось.
И тут сделали интервью с Алексом Блумбергом (глава «Gimlet Media» — американская компания, занимающаяся производством подкастов), он там внес очень четкую мысль: если вам пришла в голову гениальная идея, но вы сами не собираетесь ее реализовывать и хотите найти кого-то, кто это сделает за вас, то скорее всего это не сработает.

Самое сложное и самое полезное, что могут у нас делать студенты в производстве наших подкастов — находить героев

Это вообще дико полезное качество, потому что оно развивает самое главное, как мне кажется, для журналиста свойство и способность — быть любопытным. Находить истории рядом с собой. Самое лучшее, что может сделать у нас стажер — это найти героев на заданные темы и притащить клевые истории.

В новостных СМИ в последние годы сложилось несколько неправильное мнение, что интересно и важно — только то, что в новостях

Чем больше я слушаю подкастов (например, «This American Life», от «Gimlet Media»), тем больше я заражаюсь идеей, что очень много интересных и глубоких историй и по-настоящему крутых героев — лежат совсем в другой области, не в новостной.

Я всегда говорила журналистам, когда еще руководила «Снобом»: ну что вы занимаетесь журналистикой подножного корма? Почему вы спрашиваете тех, кого легче спросить? Идите, ищите. Пытайтесь найти, добиться, прокопать.

Любому журналисту, который хочет рассказать о чем-то сложном, нужен «редактор»

Собеседник. Человек, который может сказать: здесь подрежь, а вот здесь еще подумай, а тут у тебя не до конца вопрос. А вот здесь лучше поменять местами два куска. И вообще, лучше об этом подумать иначе.

Нужно много работать над интонацией

Мы много работаем над тем, чтобы автор звучал не по-менторски и не по-радийному. Радио именно вещает, а у подкаста, я считаю, более личный характер. Это разговор с одним, близким человеком, с твоим другом. Так звучат подкасты, которые я люблю.

Поэтому, например, Андрей Борзенко, будучи редактором, много времени провел с Катей Кронгауз в студии, и, когда она читала текст, он говорил: «нет, перечитаешь. Нет, звучит неправильно. Нет». Было и 15, и 20 дублей мы долго искали интонацию, которая звучала бы правильно.

Сотрудничество с Яндексом нужно, чтобы пользоваться их медийными ресурсами

Яндекс дает нам деньги на производство. Но самое ценное не это. У «Яндекс.Музыки» огромная, многомиллионная аудитория (как и у Spotify). Все подкасты, которые мы делаем с ними, они продвигают, рекламируют их, и, благодаря подкасту «История русского секса», огромное количество людей подписалось на «Яндекс.Музыку», чтобы послушать: «а что это за секс такой?».

Если вы делаете хороший продукт, то власть все равно у вас. Потому что спонсоры хотят продолжения

Можно получать деньги за сотрудничество с площадками. Если вы что-то здорово делаете, то на это найдется потребитель.

Можно (и это мы тоже делаем) создавать всякие рекламные интеграции. К нам приходит рекламодатель, и мы специально придумываем для него рекламу, которая не будет скрытой. Нам интересно находить для каждого из них какую-то прикольную штуку.

Например, к нам пришли Delivery, и попросили сделать что-то про курьеров. А у нас как раз есть подкаст, в котором ведущие Катя Кронгауз и Андрей Бабицкий спорят о том, что сегодня хорошо, а что плохо (подкаст «Так вышло»).
И мы придумали цикл внутри подкаста, который мы обозначаем, как созданный совместно с Delivery. Это мысленный эксперимент про курьера. Например, курьер приходит по вызову, ему открывает мальчик. И тут курьер понимает, что тот похож на него (девятилетнего) как две капли воды. Он тут же вспоминает, что 9 лет назад он был в этом доме при других обстоятельствах. Должен ли курьер (и имеет ли он этическое право) сообщить мальчику, что он его отец? Или это не его собачье дело, раз он 9 лет там не появлялся?
И, я считаю, это хорошая рекламная интеграция. Ведь мы придумали что-то вместе с брендом, какую-то интересную штуку, которая будет интересна слушателю, даже если бы она не была рекламой. Теперь она более запоминающаяся, деливери ее может вырезать для себя, и разместить на своем сайте как маленькие 3-4 минутные выпуски.

——————————————————————————————

Участники подкаста QH дали Лике прослушать один из предыдущих выпусков своей программы. Она дала несколько советов о том, как можно было бы сделать лучше.

——————————————————————————————

Те подкасты, которые я люблю — это «пойманная» и «упакованная» жизнь. А не зачитанная новость. Даже с юмором или смешным голосом

Вот знаете какой пример. Есть постановочная фотография, где встали, выпрямили спины. А есть документальная фотография, где кто-то падает с крыльца, птица взлетает, и я хочу чтобы вы этот момент поймали, чтобы вы жизнь поймали. И спровоцировали что-то или кого-то, чтобы он прожил этот момент у вашего микрофона, — советует Лика Кремер команде QH.

Я очень ценю подкасты, и мы стараемся делать их так, чтобы с ведущими и с персонажами происходило что-то во время записи. Момент изменения, момент эксперимента, момент получения уникального опыта прямо в ту секунду, когда мы записываем. Только тогда это жизнь, которую мы упаковываем в консерву, а не подготовленная презентация или доклад. Попробуйте поймать что-то живое. Кого-то спровоцировать, себя спровоцировать. Удивить кого-то.

Leave a Reply