Перемотка

Перемотка

Подкаст «Перемотка» построен вокруг старых аудиодневников. Все максимально просто: повзрослевшие герои слушают вместе с ведущим записи и обсуждают их.

«Перемотка» была запущена на «Медузе» 21 марта 2018 года и состоит из выпусков со средней продолжительностью 35 минут. Со второго сезона подкаст выпускается совместно с «Арзамасом». Как говорит Александр Борзенко, автор идеи: «Мы делаем его с Лешей Пономаревым (он ведет подкаст и монтирует эпизоды) и Витей Давыдовым (он написал прекрасную музыку, чистит старые записи и вместе с нами обсуждает, как и что редактировать). Отбираем материал и планируем эпизоды все втроем».

Александр Борзенко («Перемотка», «Сперва роди», Arzamas)

Каждый выпуск «Перемотки» тщательно выстроен драматургически. Здесь кольцевая композиция: в начале нас приветствует голос из дневника, а в конце этот же голос прощается (отрывок), а слушатели проходят путь героев как будто вместе с ними. Особенно явно это ощущается в последнем выпуске, где мы наблюдаем за историей жизни рокера Гриши.

«Перемотку» невероятно интересно слушать. Пожалуй, наиболее подходящий эпитет здесь — «трогательно». За выпуск успеваешь привязаться к каждому герою: мальчик Женя из 98 года любит Путина (отрывок) и пить севен-ап (отрывок), а юные музыканты Гриша и Леша записывают рок-оперу по мотивам «Улицы Сезам».

В американском радио-журнале «Международные исследования в области вещания и аудио-медиа» в аннотации сказано, что движение к личным повествованиям неразрывно связано с интимной природой звукового носителя. Отсюда и возникает популярность нарративных подкастов.

В этом отношении «Перемотка» действительно крайне концептуальна. Наблюдая за дневниками, мы проникаем в личную жизнь героев, а звук усиливает эффект присутствия. Иногда, правда, в подкасте появляется слишком много голосов. Этот момент, как мне кажется, утяжеляет выпуски и лишает их этой интимности. Например, в пятой серии (спойлер!) после сообщения о самоубийстве рокера Гриши повествование резко меняется: драматичная пауза (отрывок), затем из выпуска почти исчезают вставки с дневниками, разные люди начинают говорить про смерть Гриши. Таинственное путешествие во времени превращается в некролог. И при всем уважении к герою — это несколько разрушает формат.

В моих конспектах по «Войне и миру» было что-то про «исторические события через трагедии отдельных людей». Но если бы Безухов на Бородино закричал «Нифига себе!», как это сделал мальчик Женя, говоря про подлодку «Курск», я бы разбиралась в Толстом гораздо лучше.

Так, история в «Перемотке» актуализируется до крайности элементарным и оттого комичным образом. Про избрание Путина в президенты Женя расскажет лучше всех, потому что ему в этот день исполнилось десять лет. Московскому студенту в 1960 году в месяц выплачивают 600 рублей. Тут надо спросить у родителей еще — а это точно записывали не мой разговор с мамой вчера? (отрывок)

Я, кажется, уже выдала свою любовь к мальчику Жене, но если коротко и по каждому выпуску первого сезона:

1 выпуск. Увы, уже взрослый Евгений Берг раскрывает секреты 90-х. Готовый сценарий полнометражки вроде «Сто дней после детства».

2 выпуск. О том, как разрушаются фантазии ребенка об идеальной жизни дедушки Феликса в мифической Америке.

3 выпуск. Несколько язвительное послание потомкам от инженера Абрама Давыдова из 1958. Почти аудиокнига «Москва-2042» Войновича.

4 выпуск. Первокурсник Саша Давыдов мечтает превратиться из пешки в ферзя. Подождите, меня же тоже зовут Саша…

5 выпуск. После него тщетно ищу на Spotify песню про Зелибобу от лучших 13-летних рокеров Гриши и Леши.

Естественно, главная звуковая магия раскрывается в самих дневниках. Однако создатели также используют в подкасте историческую хронику, что добавляет атмосферности. Правда, иногда любителям Парфенова будет мерещиться его голос (отрывок).

От нежности к сухим фактам. «Перемотку» можно послушать на официальном сайте «Медузы», на платформах «Castbox» (17, 4 тысячи прослушиваний), «Яндекс.Музыка», «Apple Podcasts» (оценка — 4,9), «PodFM», «Himalaya Podcast App», «Player FM» и в социальной сети «Вконтакте».

В поддержку «Перемотки» на официальном сайте «Медузы» было выпущено несколько материалов. Статьи с фотографиями героев подкаста и игра по мотивам жизни в суровой российской реальности 90-х.

Если создатели выложат в свободный доступ рок-оперу по «Улице Сезам», оценка будет совершенно точно 10/10.

Александра Гуляева

Leave a Reply