Заварили бизнес

«Заварили бизнес» — подкаст об открытии кофейни в Москве с нуля. Александра Волкова — копирайтер — работает с компанией «Эвотор», производителем онлайн-касс. Ведущая подкаста занимается еще и их изданием о малом бизнесе «Жиза», в котором общается с предпринимателями.
Однажды Саша решила, что нужно запустить свою кофейню. Из ресурсов — 400 тыс. стартового капитала (для кофейни в Москве — смешная сумма) и много контактов предпринимателей (в силу основной работы). Так появилась кофейня «Заварили» и подкаст «Заварили бизнес». Но на самом деле, история началась чуть раньше.

В 2017 году Саша с подругой Светой, которая также работала в «Эвоторе», поспорили, что смогут запустить кофейню и за полгода вывести её «в плюс». О каждом действии Саша писала в своём Telegram-канале. Кофейня прогорела, но идея осталось. Так, в ноябре 2018 года запустился подкаст «Заварили бизнес», который также выходит при поддержке журнала «Жиза» (компании «Эвотор»).

Ведущая подкаста — Саша Волкова, продюсер — Артур Белостоцкий (раньше работал в «Эвоторе», сейчас — в студии «Либо/Либо»), звукорежиссёр — команда проекта «Подкастерская».

Звук в «Заварили бизнес» эталонный. И речь скорее не про его качество, а про звуковое сопровождение.
«Подкастерская» помогает проекту с саунд-дизайном, получается очень насыщенно. Например, когда Саша рассказывает о том, как кто-то говорит по телефону, на заднем плане слышится звонок, а голос собеседника звучит словно из трубки. В этом смысле первые выпуски, записанные, по ощущениям, на iPhone, кажутся продуманным ходом — появляется элемент живости, лайвовости, как будто слушаешь голосовое сообщение друга.

Отличительная особенность подкаста: Артур как продюсер периодически комментирует что-то. Получается такая нелинейная история, когда Саша говорит об одном, а Артур либо отсылает к чему-то, либо уточняет. Это похоже на сноски или скобки в тексте.

Подкаст выходит на платформах «Apple Podcasts», «Castbox», «Google Подкасты», «Яндекс.Музыка», «Вконтакте», «Spotify», «YouTube». Долгое время шоу находилось в топе «Apple Podcasts». На данный момент у «Заварили бизнес» более 1,5 тыс. оценок, рейтинг в «Apple Podcasts» — 4,9.

Самый популярный выпуск, как ни странно, первый. Тут нужно отдать должное изданию «Жиза» и ресурсам «Эвотора» — подкаст был хорошо поддержан в самом начале. Выпуск почти сразу же вышел в топы «Apple Podcasts» и нашёл свою целевую аудиторию. Не стоит забывать, что «Заварили бизнес» — это полноценный аудиосериал с чётко выверенным сценарием на ближайшие несколько выпусков, поэтому все эпизоды завязаны друг на друге. Очень много отсылок к предыдущим выпускам, что стимулирует аудиторию послушать подкаст с самого начала.

Отдельное внимание стоит уделить информационному сопровождению проекта в социальных сетях. Помимо соцсетей «Эвотора» и онлайн-издания «Жиза», подкаст публикуется в Telegram-канале Саши на 12 тыс. человек, аудитория которого, по большей части, предприниматели. Есть и Telegram-чат на 1800 предпринимателей из разных сфер (но по большей степени — владельцев кофеен), где они могут обмениваться опытом между собой. Есть и совсем небольшой канал «Заварили базу поставщиков», в котором собраны поставщики всех необходимых товаров для кофейного бизнеса. Получается, что подкаст создаёт вокруг себя комьюнити предпринимателей, чтобы не просто следить за проектом, но и общаться, обмениваться опытом. Сама Саша часто пишет в чат, задаёт вопросы и отвечает на них. Таким образом, слушаешь подкаст о реальных людях, с которыми в любой момент можно списаться или даже предложить попить кофе.

Близким по духу к подкасту «Заварили», пожалуй, можно назвать «Либо выйдет, либо нет». В похожем формате Лика Кремер и Катя Кронгауз рассказывают о том, как они запускают собственную студию «Либо/Либо». Сейчас подкаст находится в топе «Apple Podcasts». Это ещё раз доказывает, что формат честного аудио-сериала отлично воспринимается аудиторией.

В октябре «Эвотор» запустил ещё один подкаст про предпринимательство — «Бизнес, роботы, мечты». В нем Саша общается с успешными владельцами разных бизнесов и разбирает с ними типичные кейсы, делится историями, а гости рассказывают, как они решают похожие вопросы в своих сформировавшихся компаниях.

«Заварили бизнес» — во многом уникальная история. В первую очередь, из-за своей открытости. В одном из выпусков Артур Белостоцкий сказал, что в подкастах невозможно соврать, ведь слушатель обращает внимание на всё — интонацию, тембр голоса, паузы. Именно это и отличает проект от бизнес-реалити шоу на «YouTube». Тут обычный человек открыто рассказывает о своих проблемах, делится лайфхаками, а после выпуска эпизода готов ещё и обсуждать что-то с подписчиками на различных платформах.

Leave a Reply